Главная \ Масла 

Масла

Масла для моторной садовой техники. Скользкая тема: каково сыру в масле?

Масла для моторной садовой техники. Скользкая тема: каково сыру в масле?Масла для моторной садовой техники – это уже постоянная тема на нашем сайте. Поводом к написанию очередной статьи цикла «Скользкая тема» послужило одно высказывание, услышанное весной на выставке Gardentool: «А почувствует ли пользователь разницу между, например, «минералкой» и «полусинтетикой»? Если нет, зачем переплачивать?»

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Вопрос довольно коварный, поэтому, чтобы избежать какой бы то ни было неточности, отвечать надо примерно так: 
• если двигатель исправен…
• если оба рассматриваемых масла (и минеральное, и полусинтетическое) соответствуют рекомендациям, изложенным в инструкции пользователя…
• если техника эксплуатируется в нормальном режиме, без перегрузок, с соблюдением рекомендованных производителем интервалов технического обслуживания…
• если срок годности не истек…

…то, при соблюдении всех изложенных выше условий, разница, скорее всего, действительно не будет заметна. Разве что при работе на морозе можно ощутить затрудненный запуск двигателя, если в него залита «минералка» (при условии, что производитель техники в инструкции не запретил применение такого масла зимой - иначе и этот случай рассматривать некорректно, возможно противоречие по второму пункту.

Однако это вовсе не означает, что разницы не будет вообще, но ни глазом, ни прочими, еще менее точными органами чувств ее не отследить, и заявленный гарантийный срок машина скорее всего отработает – его ведь не с потолка берут. Но гарантийный срок – это год-два, а при нормальном уходе техника может прослужить и десяток лет, и больше – в зависимости от нагрузки. Взять, к примеру, генератор – агрегат дорогостоящий, критичный к качеству масла и своевременному обслуживанию. И при этом у него довольно специфический режим работы – может несколько месяцев простоять без дела, но при отключении электричества работает часами напролет без остановки – чтобы в разгар зимы хозяин не замерз в загородном доме, который отапливается настенным газовым котлом. То есть за год генератор вполне может наработать не более пары десятков часов, и гарантия окончится намного раньше, чем будет исчерпан его ресурс. И вот тут-то мы подходим к самому важному моменту: при прочих равных условиях именно качество используемого масла во многом определяет, на сколько «послегарантийных» лет еще хватит этого генератора. Разброс может быть и в десятки раз, от нескольких месяцев до многих лет.

Так что однозначно можно рекомендовать только одно – используйте подходящее масло, соответствующее требованиям производителя техники. Если так уж важно сэкономить – берите «минералку», ищите недорогие бренды – они есть в продаже. Главное, чтобы оно «вписывалось» в те требования, что указаны в инструкции. Но не надо пользоваться старыми дедушкиными запасами - жидкое и скользкое нечто, на цвет и запах похожее на машинное масло, может быстро угробить мотор дорогого культиватора или генератора. Хотя оно, возможно, будет прекрасно работать в двигателе бензопилы.

ВСЕ ЛИ МАСЛА ОДИНАКОВЫ?
В среде владельцев и пользователей садовой мототехники до сих пор еще жив древний стереотип, что все масла примерно одинаковы, и разное их позиционирование, разное назначение и предупреждения «не перепутать» есть не что иное, как маркетинговый ход, направленный на повышение доходов продавца. Изжить этот подход полностью пока еще не удалось, хотя слышны подобные заявления все реже и реже.

На этикетке практически любого продающегося масла можно встретить «загадочные» символы – SAE и API. Далеко не все обращают на них внимание, а меж тем именно они-то и несут в себе наиболее важную информацию, это своеобразное подтверждение того, что содержимое банки соответствует определенным критериям. На простом языке их можно было бы охарактеризовать так: SAE – это показатель того, насколько масло жидкое, как оно течет в той или иной ситуации и в каких климатических условиях оно применимо. API показывает, как это масло работает внутри двигателя, т.е. насколько оно качественное. Интересно, что в масле за «эффект» и «доставку» отвечают разные «ингредиенты» - SAE характеризует базовое масло, то есть именно «способность литься», API – входящие в его состав присадки, которые определяют моющие, противоизносные, противозадирные и прочие свойства.

В качестве примера приведем небольшую таблицу, в которой сведены воедино типичные характеристики минеральных масел разных типов (в том числе тех, что используются в автомобилях). Разница в цифрах есть, и заметная – это те отличия, которые описываются требованиями SAE. Пожалуй, стоит немного прокомментировать, что на практике могут обозначать некоторые указанные в таблице параметры.

Характерные физические и химические показатели масел на минеральной основе

Показатель

4Т-двигатели (автомобильные)

4Т-двигатели (садовая техника)

2Т-двигатели

Пильные гарнитуры

Тип системы охлаждения

Жидкостная

Воздушная

Воздушная

-

Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с

10-18

9-12

6-8 или 10-14*

8-12

Индекс вязкости

90-125

90-125

115-125

90-125

Температура застывания, °С

-25… -35

-25… -35

-25… -45

-25… -40

Температура вспышки в открытом тигле, °С

200-230

200-230

70-120 или 180-230*

120-230

Зольность сульфатная, %

1,0-1,35

1,0-1,35

0,3

Не норм.

Щелочное число, мг КОН/г

5,5-10

5,5-10

<5

Не норм.

Средняя плотность при 20 оС, г/см3

0,90

0,90

0,85

0,85

Моющие присадки

+

+

+

-

Противоизносные присадки

+

+

+

+

Противозадирные присадки

-

-

+

+

• Для разбавленных растворителями и неразбавленных (соответственно) масел

ВЯЗКОСТЬ
С увеличением вязкости уменьшается износ трущихся деталей. Но и совсем жидкое масло – тоже не всегда хорошо: для любого механизма, в том числе пильных гарнитур и двигателей, вязкость должна быть оптимальной. Для производства «цепных» масел, где важны не только противозадирные и антифрикционные свойства, но также прокачиваемость и стабильная подача для надежного смазывания цепи и шины, в качестве основы используют менее вязкие «легкие» масла.

Обычное значение вязкости для «цепных» масел в пределах 8-12 мм2/с (при +100 °С). Для «двухтактных» можно выделить два диапазона: у предварительно разбавленных специальными растворителями - 6-8, у неразбавленных – 10-14 мм2/с.

Самый большой разброс у «четырехтактных» масел - 9-24 мм2/с. Эти масла делятся по вязкости на четыре группы: SAE 30, SAE 40, SAE 50, SAE 60. У наиболее распространенного SAE 40 вязкость может быть равна 12,8-16,2 мм2/с. Для особо тяжелых условий работы (очень жаркий климат, например) рекомендуются вязкие масла (SAE 50 или SАE 60), но следует помнить, что с увеличением вязкости увеличивается и расход топлива.

Если маркировка выглядит, к примеру, как SAE 10W-40, это означает, что масло предназначено и для зимней эксплуатации, при отрицательных температурах.

ИНДЕКС ВЯЗКОСТИ (ИВ)
Это расчетная безразмерная величина, которая, в частности, характеризует такой качественный показатель, как прокачиваемость. Он более важен для 4-тактных двигателей: чем он выше, тем лучше прокачивается масло через насос при отрицательных температурах. А это имеет большое значение при запуске холодного двигателя. Для минеральных масел ИВ может находиться в пределах 85-100, а для синтетических – 130-170. Для масел «цепных» и «двухтактных» этот параметр особой роли не играет, поскольку у них ИВ изначально оптимален, остальные характеристики отталкиваются уже от него. В качестве примера приведем такую ситуацию: покупая растительное масло, мы уверены, что оно жидкое, независимо от того, кто его произвел. Все остальные параметры – это уже второй этап, главное, что оно выливается из бутылки.

ПЛОТНОСТЬ
Плотность масла связана с его вязкостью и определяется его «природой». Чем выше вязкость, тем больше плотность. Обычно плотность масел лежит в диапазоне 0,82-0,99 г/см3. Необходимо заметить, что плотность не является критерием качества масла.

ТЕМПЕРАТУРА ВСПЫШКИ (ТВ)
Это показатель, связанный главным образом с безопасностью применения масел. Чем выше значение ТВ, тем менее масло пожароопасно. У «двухтактных» масел температура вспышки относительно невелика, потому что оно должно сгорать вместе с топливом. Поэтому иногда его разбавляют специальными растворителями. Характерный признак заранее разбавленного масла – низкая ТВ (в примерном диапазоне 70-120 °C). Для 4-тактных моторов этот показатель важен по другой причине: с увеличением ТВ масла уменьшается его моторная испаряемость (так называемый расход на угар).

API. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ И ИХ СВЯЗЬ С РЕАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ
Если оценивать, к примеру, бензопилы и пытаться понять, как разница в их технических характеристиках проявляется в ходе эксплуатации, то все довольно очевидно. Больше мощность – значит, пилит быстрее; длиннее шина – значит, можно пилить более толстые бревна, и т.д. Применительно к маслам все намного сложнее – вот стоят две канистры, на одной написано API SL, на другой – API SJ. И какие выводы из этого сделает рядовой пользователь? В лучшем случае ему известно, что речь идет о качестве, соответствующем определенным стандартам и что SL лучше, чем SJ. Но стоит копнуть глубже и спросить, чем же конкретно одно масло лучше другого, – ответом будет, скорее всего, молчание или общие слова в духе «у него противоизносные свойства выше».

Стоп! Если эти самые «противоизносные свойства» сравнимы, то не означает ли это, что их можно измерить? Именно так... и наиболее распространенным методом измерения являются испытания на четырехшариковой машине трения.

Устройство машины несложно. Основной элемент – это две цанги, установленные вертикально напротив друг друга. В нижнюю зажаты три металлических шарика одинакового размера, в верхнюю – один. Шарики в цангах неподвижны, нижняя цанга зафиксирована, верхняя вращается с заданной частотой. Кроме того, к верхней можно прикладывать переменную нагрузку, меняя усилие, с которым верхний шарик давит на нижние. Получается эдакая пирамидка из шариков, контактирующих в трех точках. Остается только добавить в емкость с шариками масло, и можно проводить измерения.

Изначально такие машины использовались для оценки характеристик трансмиссионных масел. Позже стало понятно, что метод применим и для изучения характеристик пластичных смазок, а потом его распространили и на моторные масла.

Машина позволяет измерить четыре важных показателя. Вот они.

Вот так выглядят шарики из машины трения после измерения нагрузки сваривания. Разделить их руками невозможно, настолько крепко они свареныНагрузка сваривания (Нсв)

Это нагрузка, при которой происходит в буквальном смысле сваривание шариков в испытательной машине – они сплавляются в точках контакта. Измеряют Нсв очень просто, повышая давление на верхний шарик до тех пор, пока не произойдет сваривание.

Этот параметр хорошо демонстрирует смазывающие свойства при критических нагрузках, что важно для подшипников и различных редукторов. Характерный пример – специальная смазка для шарниров равных угловых скоростей (шрус) переднеприводных автомобилей (отечественный вариант так и называется – «ШРУС»), у которой Нсв достигает 5000 Н. Здесь высокая стойкость к свариванию особенно важна, потому что прихватывание трущихся поверхностей в шрусах на скорости может обернуться заклиниванием и соответственно резким рывком автомобиля влево или вправо.

Фото. Вот так выглядят шарики из машины трения после измерения нагрузки сваривания. Разделить их руками невозможно, настолько крепко они сварены.

Критическая нагрузка (Пкр)

Показатель, важный абсолютно для всех смазочных материалов, в особенности для тех, что используются в двигателях. Критическая нагрузка – это тот пограничный момент, при котором осуществляется переход от ламинарного режима смазки к полусухому, т. е. происходит частичный срыв масляной пленки. Пока пленка держится, трущиеся поверхности полностью разделены. Если их начинает прихватывать - значит, уже начался полусухой режим (он же – полужидкий, называют по-разному). Иными словами, параметр характеризует прочность масляной пленки.

В двигателе есть несколько разновидностей трущихся пар, и допустимая критическая нагрузка у них разная. Так, алюминиевый поршень и чугунная гильза или хромированные поршневые кольца и та же чугунная гильза в меньшей степени чувствительны, а вот шейка коленвала и вкладыши шатуна будут нормально работать только до тех пор, пока сохраняется режим гидродинамической смазки. Это обусловлено особенностями конструкции этого узла и свойствами примененных материалов. Для изготовления коленвала используется либо термообработанная сталь, либо серый или высокопрочный чугун. Вкладыш – это загнутый полукольцом стальной лист с антифрикционным слоем на поверхности. Чаще всего антифрикционное покрытие делают из сплава АО20 (80 % алюминия, 20 % олова плюс возможные легирующие добавки). Однако если у чугуна температура плавления 1100 ºС, а у стали – около 1400 ºС, то у алюминия и олова она намного ниже – около 600 и 230 ºС соответственно. Сваривание происходит, когда температура в точке контакта превышает температуру плавления, и ориентироваться в данном случае надо на олово как на самое «слабое звено».

Пока между трущимися поверхностями сохраняется масляная пленка, двигатель работает в штатном режиме. Как только она разрушается при превышении пороговой нагрузки, начинается сухое трение «металл по металлу», возникает локальный перегрев и оплавление. Соответственно, чем выше значение критической нагрузки у масла, тем лучше оно работает в двигателе.

Методика измерений выглядит следующим образом: строится зависимость диаметра пятна износа от величины приложенной нагрузки. При нагрузке меньше Пкр эта зависимость совпадает с теоретической зависимостью диаметра пятна контакта от нагрузки. При достижении Пкр происходит срыв масляной пленки, износ резко усиливается и экспериментальный график резко уходит вверх от теоретического – именно по этому «перегибу» и определяют величину критической нагрузки.

Для справки: у смазки «Литол-24» Пкр = 680 Н, а у смазки «ШРУС» Пкр = 1050 - 1100 Н. Нагрузка сваривания у них составляет соответственно 1500 Н и как минимум 5000 Н. Теперь понятно, почему «Литол» нельзя применять в шрусах.

Диаметр пятна износа

Этот параметр оценивается следующим образом: к подвижной верхней цанге прикладывают стандартную нагрузку - либо 20, либо 40 кг*с, и шарик вращается с заданной скоростью в течение 60 минут, после чего замеряется диаметр пятна износа. В применении к реальной ситуации этот параметр можно трактовать как ресурс при нормальных условиях эксплуатации, без перегрузок, и оценивать по нему противоизносные характеристики. Если сравнить по этому показателю два однотипных масла, то однозначно понятно, на каком из них ресурс двигателя будет больше. Но и здесь есть тонкий момент – параметр измеряется в миллиметрах, но оценивать надо или объем изношенного материала, или его массу. Потому что зависимость здесь нелинейная: попробуйте отрезать от яблока куски диаметром в плоскости реза 3 и 5 см и взвесить их – разница в весе будет гораздо большей (она растет пропорционально кубу диаметра).

Индекс задира

Это расчетная величина – обобщенный показатель, связывающий три приведенных выше параметра. Чем он выше, тем лучше смазочные характеристики масла. Измеряется в ньютонах. Вот примеры значений: у «Литол-24» – 280 Н, у «ШРУС» – 500-700 Н.

Мы описали лишь часть методов оценки характеристик смазочных материалов, в том числе моторных масел. Окончательной оценкой характеристик моторных масел могут служить только результаты моторных испытаний непосредственно в двигателях, как это принято в стандартных методиках испытаний.

API И ДРУГИЕ…
Основными факторами, характеризующими современные моторные масла «на глобальном уровне», принято считать эффективное топливосбережение, длинные интервалы между заменами и низкий уровень выброса вредных веществ (малые дымность и токсичность отработанных газов). Это общие требования к маслам, API определяет более конкретные. Чем выше класс моторного масла, тем в большей степени оно отвечает основным факторам, т.е. у него более высокий уровень качества и, естественно, оно более дорогое. Современными маслами считаются масла, соответствующие API SL и API SM. Если масло имеет двойное обозначение, например API SL/CF, то перед вами – универсальное масло, подходящее и для бензиновых, и для дизельных двигателей.

Масла для двухтактных двигателей (наземной техники) имеют свою систему классификации. Их принято делить на группы в зависимости от степени напряженности работы (учитываются термические и динамические нагрузки) – ТА, ТВ, ТС. Наиболее высокие требования предъявляют к маслам категории AP ТС. Удивительно, но факт: двигатель цепной бензопилы по напряженности работы не уступает мотоциклетным, и масла для них должны соответствовать категории ТС.

В Японии из-за широкого распространения 2-тактных двигателей была разработана своя система классификации моторных масел – JASO. В настоящее время международная организация по стандартизации ISO классифицирует масла для таких двигателей по трем категориям: ISO-L-EGB, EGC, EGD. К категории ISO-L-EGD предъявляют самые жесткие требования, соответственно чем дальше от начала алфавита последняя буква этой маркировки, тем качественнее масло.

Из всего вышеизложенного следует довольно простая рекомендация: при выборе масла не поленитесь проверить обозначения на этикетке SAE и API – теперь вы знаете, о чем они говорят, и сможете сделать более осознанный выбор.

Масла для садовой техники: скользкая тема. Продолжаем разговор…

Масла для садовой техники: скользкая тема. Продолжаем разговор…Мы уже рассказывали о маслах для двухтактных двигателей (см. статью «Скользкая тема»). Судя по полученным откликам, статья оказалась злободневной. Так что продолжаем, но на сей раз поговорим о четырехтактных моторах, а также о технике, на которую их устанавливают.

Взять, к примеру, «среднестатистический» сарай рачительного деревенского жителя. Что в нем реально обнаружить из садовой техники? Почти наверняка — бензопилу, а может быть, еще и электрическую (стоит недорого, в эксплуатации куда проще, так что «быстренько попилить чего-нибудь на участке» — в самый раз). С высокой долей вероятности — культиватор или мотоблок, мотокосу того или иного вида. У наиболее хозяйственных и склонных к эстетизму может «заваляться» еще и газонокосилка. Ну и плюс всевозможный садовый инвентарь — пилы, топоры, лопаты и прочие грабли. У некоторых и снегоуборщик или мини-трактор сыщется, но это пока еще относительная редкость. Впрочем, в плане ухода трактор мало отличается от культиватора — все равно как слон против коня: ест то же самое, только мыть дольше.

И весь этот «арсенал» надо поддерживать в состоянии «полной боевой готовности» в любое время года. А поскольку большинство машин — сезонные, то и сроки бездействия исчисляются месяцами, тут уже надо задумываться не столько о хранении, сколько о консервации. Да и в разгар сезона вопросов не меньше, просто они другие.

Как правильно эксплуатировать? Что нужно лить в двигатель или прочие обслуживаемые узлы, а что лить категорически не стоит? Почему нельзя использовать отработку, она же «на вид совсем как новое масло, только потемнела, ну а стружку я через старые колготки отфильтрую»? Кстати… приверженцам подобной философии дадим один совет, и утруждать себя дальнейшим чтением им не придется. Лейте что угодно — специалисты сервисных центров будут очень рады помочь вам в последующем капитальном ремонте. Что называется, «любой каприз за ваши деньги».

А платить придется именно вам, потому что, к примеру, нехватка или несвоевременная замена масла оставляет явные следы, очевидные каждому мало-мальски опытному мастеру. Более того, специалистов и учат первым делом искать именно их, чтобы аргументированно доказать, что это не техника —барахло, а хозяин инструкцию не то что не читал, но даже из коробки ни разуне доставал. В общем, лейте хоть трансмиссионку в топливную смесь для бензопилы, хоть отработку для смазки цепи, но учтите, что предъявлять претензии придется зеркалу.

Тем, кто все же прислушивается к рекомендациям производителей техники, попробуем рассказать, какие ГСМ могут быть полезны в хозяйстве.

ДВИГАТЕЛИ
Как ни крути, а первым делом речь пойдет именно о моторах. Ничего удивительного — в газонокосилке, например, именно мотор считается самым сложным с технической точки зрения и требовательным к обслуживанию узлом.

На газонокосилках и культиваторах используют обычно четырехтактные моторы воздушного охлаждения. Отличие от моторов жидкостного охлаждения заключается как раз в способе отвода тепла от горячих поверхностей. При жидкостном охлаждении номинальная температура ОЖ (охлаждающей жидкости) постоянна на всех режимах работы исправного двигателя и равняется примерно 90 градусам по Цельсию.

При воздушном охлаждении тепло отводится потоком воздуха, причем с ростом нагрузки его температура в пристеночном слое также возрастает, в результате чего температура на рабочих поверхностях цилиндра и камеры сгорания растет более интенсивно. Так, на поверхности зеркала цилиндра 4Т-двигателя воздушного охлаждения она может достигать, по разным данным, от 200 до 400 °С, тогда как для двигателя водяного охлаждения обычно не превышает 150–160 °С. Температура масла в двигателе воздушного охлаждения достигает 150 °С, жидкостного — не более 100 °С. Это сказывается на сроке службы как двигателя, так и масла. Ресурс двигателя с воздушным охлаждением ниже более чем вдвое. Срок службы (замены) масла в таких двигателях также значительно меньше: обычно 20–25 часов до замены с начала эксплуатации нового двигателя (так называемая обкатка) и от 50 до 100 часов до замены при эксплуатации обкатанного двигателя.

Если проводить аналогию с автомобилем, то 1 моточас эквивалентен примерно 40 км пробега, соответственно 25 моточасов — это 1000 км пробега. Если сравнивать со сроками замены масла для 4Т-моторов жидкостного охлаждения, то видно, что у «воздушников» масло приходится менять как минимум в два раза чаще.

Специалисты разных компаний-производителей масел расходятся во мнениях относительно возможности использования автомобильных моторных масел в двигателях садовой техники. Одни считают, что это может причинить ущерб мотору, другие полагают, что если есть рекомендации производителя масла или самой техники, допускающие подобное применение, то пользоваться можно. В принципе одно другому не противоречит — во втором случае у пользователя есть кому предъявить претензии, если техника выйдет из строя. Но мы рекомендовали бы опираться в принятии решения в основном на рекомендации производителя техники, ибо именно его сервисный центр будет решать, относится ли случай к гарантийным.

КЛАССИФИКАЦИЯ МАСЕЛ. СТАНДАРТЫ И ТРЕБОВАНИЯ
В настоящее время сложился достаточно обширный рынок смазочных материалов для мини-техники. В России масла для четырехтактных двигателей выпускают компании Лукойл, ТНК-BP, «Нанотехнологии». Многие зарубежные производители выпускают масла для садовой техники, например Motul, Esso, Texaco, Shell, Mobil, и др. Ассортимент масел представлен минеральными, полусинтетическими и синтетическими.

Как было сказано выше, к маслам для мини-техники (назовем их 4Т-масла, чтобы не путать с предназначенными для 2-тактных двигателей) предъявляются специальные требования из-за особенностей их конструкции и эксплуатации двигателя. Вот основные из них:

1. Характер эксплуатации мини-техники отличается тем, что нагрузка на двигатель может резко меняться от минимальной до максимальной за очень короткий промежуток времени. Для предотвращения натиров, задиров и схватывания масло должно обладать необходимыми противозадирными свойствами и в то же время обеспечивать минимальный износ двигателя. Кроме того, вязкостные характеристики 4Т-масла обязаны гарантировать его быструю подачу в зону смазывания.

2. Двигатель воздушного охлаждения по сравнению с двигателем водяного охлаждения является более теплонапряженным при прочих равных условиях, поэтому одно из важнейших требований к маслу — низкая испаряемость и высокая термоокислительная стабильность.

3. Поскольку мототехника эксплуатируется в основном в садово-парковой зоне, для современных масел важна и экологическая безопасность, что проявляется в жестких требованиях к ограничению дымности и токсичности выхлопных газов. Что касается утилизации отработанного масла, то чаще всего его попросту сжигают в котлах, парогенераторах и т. д. В связи с этим одно из требований к 4Т-маслам: они не должны содержать компоненты, образующие токсичные соединения при сжигании. Отметим, что в оценке последнего требования специалисты расходятся во мнениях — далеко не все считают его действительно важным.

ХАРАКТЕРИСТИКИ 4Т-МАСЕЛ, КАТЕГОРИИ И ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТОВ
Несмотря на существенные различия в конструкции четырехтактных двигателей с воздушным и водяным охлаждением, до сих пор специалисты не выработали единого требования к маслам для моторов именно воздушного охлаждения. Следовательно, не существует и стандартов, которые бы регламентировали порядок разработки и необходимые требования для данной группы масел. Есть общие критерии оценки качества, основанные на опыте эксплуатации техники с четырехтактными двигателями. Вот они:
— смазывающие свойства;
— задирный износ;
— пригорание колец;
— моющие свойства;
— образование отложений, нагара, лаков;
— экологические свойства;
— токсичность выхлопных газов;
— дымообразование.

Классификация 4Т-масел по вязкости (SAE) и по уровню качества (API) такая же, как и в отношении масел для автотракторной техники, при этом производитель подчеркивает, что данная марка масла пригодна для использования в четырехтактныхдвигателях воздушного охлаждения. Вязкость, как правило, соответствует классам SAE 30 и SAE 40, наибольшее распространение получили масла с классом вязкости SAE 30.

Эксплуатационные категории 4Т-масел определяются по стандартам API: SF, SG, SH, SJ, SL и SM. Учтите, что категории SF, SG, SH, SJ считаются устаревшими, хотя на рынке до сих пор продается немало масел из этой эксплуатационной группы. В то же время некоторые специалисты придерживаются мнения, что для садовой техники вполне достаточно масел категорий SF, SG, а устаревшими их можно считать только применительно к моторам автомобилей.

Масла категорий SL и SM — современные и в полной мере удовлетворяют требованиям, соответствующим условиям эксплуатации 4Т-двигателей. Это масла высшей категории качества. Если производитель рекомендует их к применению в 4Т-двигателях воздушного охлаждения, значит, при разработке данных марок масел были учтены особенности эксплуатации двигателей, в первую очередь требования к термоокислительной стабильности. К таким маслам можно отнести продукцию Liqui Moli — они содержат маслорастворимые соединения молибдена, что обеспечивает им исключительно высокие характеристики (термоокислительную стабильность, смазочные свойства) при высоких температурах и длительной максимальной нагрузке на двигатель.

Широкий выбор продуктов именно для садовой техники предлагает компания Motul. Для техники с четырехтактными двигателями разработаны три вида масел. Моторное на минеральной основе Motul Garden 4T SAE 15W-40 соответствует стандартам API SF/CD и предназначено для бензиновых и дизельных двигателей косилок, триммеров и другой легкой садовой техники, в том числе оборудованной нейтрализатором отработавших газов и турбонаддувом. Отметим, что продукты класса вязкости SAE 15W-40 рекомендует к применению большинство производителей садовой техники с четырехтактными двигателями. Масло обладает хорошими низкотемпературными свойствами (температура застывания минус 30 ?С), что позволяет без труда завести двигатель снегоуборщика или генератора, а также защитными и антикоррозионными свойствами при сезонном хранении.

Масло Motul Garden 4T SAE 10W-30 Technosynthese соответствует стандартам API SJ-SH/ CF и рекомендуется для современных двигателей, произведенных по самым совершенным технологиям (техника с такими двигателями, как правило, не бывает дешевой), в том числе с нейтрализатором отработавших газов и турбонаддувом. Оно обеспечивает надежную защиту от износов, обладает мощными антикоррозионными свойствами, что особенно важно при сезонном хранении техники, обеспечивает легкий запуск двигателя при низких температурах. Исходя из свойств этого масла и его стоимости наиболее эффективно его применение для двигателей мини-тракторов.

Третье четырехтактное масло — сезонное. Motul Garden 4T SAE 30 сделано на минеральной основе, соответствует стандартам API SG/CD. Оно предназначено для техники, которая эксплуатируется преимущественно летом. Такое масло применяется в системе смазки бензиновых и дизельных двигателей, в том числе с нейтрализаторами, и обеспечивает чистоту рабочих поверхностей двигателя и защиту от коррозии при сезонном хранении.

Из российских производителей 4Т-масел для двигателей воздушного охлаждения стоит отметить продукцию компании «Нанотехнологии» (Санкт-Петербург). Компания в 2008 году начала производство специальной серии молибденированных масел для 4Т-двигателей воздушного охлаждения (серия 4ТD). Они разработаны для применения в бензиновых и дизельных двигателях воздушногоохлаждения малой техники. Основа — высокоочищенные минеральные и синтетические полиальфаолефиновые масла, специальный пакет присадок, обеспечивающий защиту против образования отложений на поршне и в картере двигателя, закоксовывания колец, снижения энергопотребления. Масла обладают высокой термоокислительной стабильностью, а для улучшения эксплуатационных характеристик содержат маслорастворимые соединения молибдена, предохраняющие детали двигателя от износа при экстремальных нагрузках и высокой температуре. Производитель рекомендует масла серии 4ТD для систем смазки четырехтактных двигателей воздушного охлаждения, бензиновых и дизельных, в том числе с умеренным наддувом — это садовые тракторы, газонокосилки, культиваторы, снегоочистители, снегоходы, приводы мотопомп, небольшие двигатели холодильников и кондиционеров, электрогенераторов и др.

Для примера приводим таблицу с характеристиками масел разных типов. Из ее данных видно, в чем именно проявляются отличия.

Типичные отличия в физических и химических показателях масел разных типов для 4Т-двигателей
Показатели Минеральное масло  Полусинтетическое масло  Синтетическое масло
Индекс вязкости  90–100  115–125  130–160
Температура застывания,°С – 15  – 30  – 40
Щелочное число, мг КОН/г, не менее  5,5–10  5,5–10  5,5–10

«НЕ МАСЛОМ ЕДИНЫМ…»
Моторное масло — это самая многочисленная группа смазочных материалов, необходимых для нормальной работы и хранения садовой техники. И хотя в сложных машинах есть и другие узлы, нуждающиеся в смазке, производители стараются сконструировать их так, чтобы замена смазки и прочее обслуживание проводил не владелец техники, а специализированные сервисные центры.

Взять, например, редуктор культиватора — в нем всегда есть смазка, как правило, из группы трансмиссионных масел. Но даже если редуктор разборный и обслуживаемый, это не означает, что владелец должен сам регулярно менять это масло. Нет, такая конструкция выбрана для удобства обслуживания в сервисе. Впрочем, это и самому владельцу выгодно: обслуживать машину проще, соответственно, и стоимость этой процедуры ниже.

Получается, что, кроме масла, больше ничего не нужно? Точный ответ на этот вопрос может звучать примерно так: однозначной необходимости в каких-либо еще смазках нет, но пригодиться может многое. То есть вы не обязаны покупать какие-нибудь аэрозоли, техника будет работать и без них, но несомненную пользу они принесут.

Приведем несколько примеров. Первый, и самый, пожалуй, известный, — это знаменитая «вэдэшка», то есть препарат WD-40. Разработанный более 50 лет назад, он до сих пор известен всем «технарям», занимающимся ремонтом и обслуживанием автомобилей и прочей моторной техники. Применений ему — множество, от обслуживания ручного слесарного инструмента до сложного промышленного оборудования на производстве. Основная особенность состава — высокая адгезия (прилипание) к поверхности любого материала. По этому показателю он превосходит многие вещества (в том числе и воду), вытесняя их и создавая устойчивую защитную пленку. Иными словами, можно обрабатывать даже мокрые детали — уже присутствующая влага не создаст проблем. Активные компоненты проникают под слой воды/ грязи, через ржавчину, в труднодоступные места и образуют на материале влагозащитный и электрически непроницаемый барьер. Впрочем, под последним понимается не прочный изоляционный слой, а жидкая непроводящая поверхность, не способная препятствовать электрическому току в местах контакта деталей. Есть ли толк от такой изоляции? Есть. Типичный пример — высоковольтные провода системы зажигания. Заполняя микротрещины и попутно вытесняя из них влагу, состав возвращает ей работоспособность. Да и антиокислительные свойства от этого выигрывают. Замечательная способность выталкивать с поверхности влагу пригодится при обработке садового инструмента, техники и средств малой механизации как во время эксплуатации, так и в период зимнего хранения. Особенно актуальна защита от коррозии и смазывание при уходе за режущими узлами газонных механизмов (они постоянно подвергаются увлажнению агрессивным соком травы) и различными парами, рискующими потерять подвижность (например, резьбовые соединения, личинки замков, шарниры секаторов).

WD-40 — несомненный долгожитель среди аэрозольных смазок. Но не единственный. В качестве примера — линейка аэрозольных смазок Patriot Garden. Их несколько, с разными основами. Силиконовая пригодится для ухода за резиновыми и пластиковыми деталями, используется как консервирующее и влагоотталкивающее средство. Кстати, она же применяется автолюбителями для смазки уплотнителей дверей и люков перед зимой. Литиевая уменьшает трение и износ при контакте металл–металл и металл–пластик, будет полезна для периодической обработки тросиков управления газонокосилками, культиваторами и т. д. Примерно для тех же целей пригодится и графитовая аэрозольная смазка. Собственно, литиевая и графитовая, по сути, аналоги привычных литиевой и графитовой смазок, выпускаемых в тубах в виде пасты, но в аэрозольной форме.

Есть у Patriot Garden и специальный состав — растворитель ржавчины. Может оказаться весьма полезен для разбора закисших резьбовых соединений, как и упомянутая выше WD-40. Кстати… будете смеяться, но для растворения ржавчины подойдут «Кока-кола» и «Пепси-кола», благодаря содержащейся в них ортофосфорной кислоте. Конечно, есть и более эффективные препараты, но зато упомянутые продукты пищевой промышленности без проблем купишь в любой деревне.

WD-40 — несомненный долгожитель среди аэрозольных смазок WD-40 — несомненный долгожитель среди аэрозольных смазок
WD-40 — несомненный долгожитель среди аэрозольных смазок
WD-40 — несомненный долгожитель среди аэрозольных смазок